Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Психоневрологический интернат № 16

Социальный туризм

 

В ГБУ ПНИ № 16 реализован проект "Социальный туризм". В рамках проекта осуществляются выездные мероприятия на природу, экскурсии, а так же отдых и санаторно-курортное лечение как за границу, так и на территории Российской Федерации. Социальный туризм - один из основных методов реабилитации, именно благодаря ему происходит получение знаний об устройстве окружающего мира, расширяет кругозор и повышает способности к адаптации получателей социальных услуг в социуме.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 
Цель проекта:
- повышение качества жизни проживающих интерната;
- укрепление физического и душевного здоровья
Основные задачи:
- создание благоприятных условий для успешной адаптации воспитанников ПНИ в современной жизни для самообразования и самосовершенствования;
- вовлечение проживающих в активную общественную жизнь;
- активизация творческого потенциала и сохранение позитивного отношения к жизни;
- получение новых знаний и опыта;
- повышение психологической защищенности проживающих интерната, поддержка и укрепление психического здоровья;
- организация свободного времени воспитанников интерната.
 
Актуальность проекта
В современных условиях на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, готовности к самореализации и самосовершенствованию, этим обусловлена актуальность проекта «Социальный туризм».
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.
В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.
Социальный туризм для потребителей психоневрологического интерната - это новая форма обслуживания, направленная на сохранение здоровья, организации правильного и полезного отдыха, расширение круга общения по интересам, повышения работоспособности организма.
Путешествие, новые знакомства, яркие незабываемые впечатления – все это поднимает настроение и тонус человека, позволяет ему ощутить всю полноту жизни, настраивает на позитивный лад, придает силы в борьбе с недугами. 
Туризм оказывает большое влияние на оздоровление людей с ограниченными возможностями и является фактором, противодействующим гипокинезии, которая деструктивно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, уныния, стресса, потери веры в себя. Через туризм осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья.
 
Концепция проекта
Методологической основой проекта явились: концептуальные положения теории личности (A.B. Мудрик, P.C. Немов, A.B. Петровский и др.); теории деятельности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдпггейн, Д.Б. Элыконин и др.); теории активности (М.С. Каган, В.В. Столин, В.Л. Хайкин и др.); социально-педагогические и психологические концепции социальной активности личности (Л.П. Буева, И.С. Кон, A.B. Мудрик, В.А. Сластнин и др.).
Комплексный подход к проблеме повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями проживающих в условиях психоневрологического интерната должен основываться на принципах участия (активное вовлечение проживающих в общественную жизнь интерната, социально-культурную деятельность); ухода(обеспечение воспитанников интерната уходом и защитой, поддержание оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия), обеспечение доступа к информации (возможность знакомиться с документами, непосредственного затрагивающими права и интересы проживающих в условиях психоневрологического интерната, через публикацию в средствах массовой коммуникации и выпуск специализированных методических материалов).
Социально-культурная активность рассматривается как целенаправленная, многоплановая, интеллектуально насыщенная по содержанию и эмоционально привлекательная по форме деятельность, связанная с приобретением новых социальных компетенций, социально значимых качеств и ценностных ориентаций, самореализацией и самосовершенствованием личности.
Развитие социально-культурной активности воспитанников психоневрологического интерната основывается на поэтапном вовлечении проживающих с различным уровнем активности в полезную, социально-значимую деятельность, вовлечения в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение; использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития; создание благоприятных условий для реализации социальных инициатив.
Специфика социально-культурной активности людей с ограниченными возможностями проживающих в условиях ПНИ связана с комплексной реализацией их интересов, возможностей и инициатив, на основе добровольной, инициативной, нравственно мотивированной, преобразующей, творческой социально значимой туристической деятельности. 
Развитие социально-культурной активности должно основываться на принципах добровольности и свободы выбора форм досуга (сознательное и последовательное включение воспитанников интерната в социальное творчество), индивидуализации культурно-досуговой деятельности (соответствие содержания интересам, способностям и возможностям  проживающих в психоневрологическом интернате.
Так как социально-культурная активность является родовым свойством туристической деятельности, разнообразные формы социально-культурной активности в сфере туристической деятельности должны быть направлены на развитие организаторских, инициативных и творческих способностей воспитанников интерната.
Развитию социального туризма способствует полифункциональность данного вида досуговой деятельности.
Основной функцией социального туризма является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, преодолевать монотонность жизни.
Компенсаторная функция туризма способствует реализации личностного потенциала, не используемого в повседневной общественной жизни.
Реабилитационная функция туризма людей с ограниченными возможностями в условиях ПНИ связана со стимулированием терапии и профилактики психосоматических заболеваний, поддержанием физической формы, здоровья, развитием памяти, внимания, расширения кругозора.
Коммуникативная функция социального туризма, связана с созданием среды полноценного общения, в которой человек устанавливает социальные контакты.
Гедонистическая функция реализуется через благоприятный климат, общение с памятниками культуры, что способствует положительному психоэмоциональному настрою клиента психоневрологического интерната.
Развивающая функция социального туризма реализуется через обогащение кругозора, физическое, эмоциональное и духовно-нравственное развитие личности.
Адаптационная функция основывается на том, что туризм является комплексным средством адаптации лиц проживающих в условиях психоневрологического интерната, за счет преодоления социальной невостребованности, одиночества, сохранения активности.
 
Проект «Социальный туризм» реализуется по следующим направлениям:
- изучение культуры (посещение театров, музеев, выставок);
- развлекательный (посещение цирка);
- водный туризм (теплоходные экскурсии);
- православный туризм. 
 
Предполагаемые результаты
Основными критериями оценки эффективности педагогического воздействия реализации проекта выступили
Когнитивный критерий, отражающий процессы усвоения знаний, умений и навыков туристической деятельности, понимание организационно-педагогических особенностей и закономерностей развития сферы туризма.
Эмоционально-ценностный критерий раскрывает спектр эмоциональных реакций и переживаний в процессе туристической деятельности, отношение к ней, а также адекватную оценку опыта своего участия в туристической деятельности.
Мотивационный критерий отражает стремление к участию в социальной туристической деятельности, потребность и направленность на достижение результатов в туристической деятельности.
Деятельностный критерий показывает реализацию творческого потенциала в процессе туристической деятельности, участие в социально-значимых туристических проектах; реализацию творческого подхода к туристической деятельности.
 
Ожидаемые результаты
-  повышение социальной активности инвалидов с ограниченными возможностями проживающих в условиях ПНИ;
- расширение кругозора, обогащение знаниями о памятниках истории и культуры, знакомство с интересными природными объектами;
- расширение круга общения;
- укрепление здоровья, сохранения хорошей физической формы;
- повышение жизненного тонуса, улучшение эмоционального  состояния, формирование чувства удовлетворенности;
- проявление инициативы, реализация творческого потенциала.

Отзывы

Благодарность за активное участие в фестивале "Безграничные реальности"

Поздравление и благодарность
От всей души хочу поздравить коллектив 4 отделения ПНИ 16 с Днем социального работника,пожелать здоровья,успехов,удачи и благополучия.Спасибо вам за ваш нелегкий,но такой нужный труд! Большое материнское спасибо и благодарность Кузьминой Елене Михайловне и Ольге Юрьевне Михайловой за их доброту,внимательность,чуткое и заботливое отношение!!!

115487, г. Москва, ул.Садовники, д.15

Телефон/факс: +7 (499) 612-24-97;

проезд: метро «Коломенское», далее авт. № 219 (2-ая остановка – Интернат)
2019 © ГБУ ПНИ №16